evgenyart (evgenyart) wrote,
evgenyart
evgenyart

Category:
  • Mood:

Как реставрируют репинского «Ивана Грозного»

Интересный фоторепортаж Шако. Профессиональный интерес у нас, да и эта работа художника много натерпелась. Я слышал, что какое-то время назад она опять пострадала от очередной слишком трепетной души. И неудивительно, что её так долго реставрируют. Хотя, конечно, первой мыслью всплывает нехватка денег. Но и как художник, я знаю, что некоторые процессы в реставрации занимают время, просто потому что так надо по технологии.
Далее пост Шако:

Недавно Третьяковская галерея пустила журналистов поснимать, что именно сейчас происходит с «Иваном Грозным...» Репина, которого в 2018 году один товарищ три раза стукнул столбиком ограждения. Вот наконец дошли руки выложить мою фотосъемку с этого весьма интересного показа.




Хотя вандализм произошёл в мае 2018 года, следы до сих пор остаются незаделанными. Потому, что реставраторы занимаются многочисленными подготовительными работами. Гигантская картина сама по себе была в очень плохом состоянии, и без удара. Так, что реставрировать только эти три следа было бы тем же самым, что ставить новые заплаты на расползающуюся ткань, то есть бессмысленно. В числе проведенных работ: сняли дублировочный холст, подведённый после первого вандализма.



Главным "аттракционом" был реставрационный стол, специально созданный для картины (потому что она такая большая, что на обычные столы реставраторов не влезала).
Вот моё видео, как этот складной стол поднимается из горизонтали в вертикаль, уже выкладывала ранее. А тут просто фото этого волшебного стола.



Всё это вместе такое большое, что в ГТГ даже не нашлось подходящего помещения для реставраторов, пришлось оборудовать новое, выделив кусок в переходе между зданиями.


Крупно ещё один стол, в виде распластанной буквы П, который виднеется на заднем плане. Он предназначен для того, чтобы его ставили поверх основного стола, и реставраторы, практически лежа на нем пузом, получали доступ к центральным участкам картины.

Стол начинают поднимать (с помощью пульта дистанционного управления). И вот он в полный рост.



Стены специально сделаны черного цвета, чтобы можно было контролировать освещение и употребление ультрафиолета и инфракрасного, чтобы белые стены не отсвечивали и не искажали зрительные ощущения реставраторов. С этой же целью потолок представляет собой лампы, которые можно отключить целиком, включить, дать доступ дневному свету и проч. По словам реставраторов, они увидели такие способы оформления мастерской, навещая западных коллег, когда собирали информацию, как именно реставрировать этот гигантский шедевр.

На одной из стен -- развеска состояния картины в разные годы. На 2-м кадре обратите внимание на "1939 год". Красными точками отмечены "больные места" картины по состоянию на тот период.





Картину, в общем, реставрировали неоднократно (не только после первого вандализма 1913 года), и она фактически представляет собой лоскутное одеялко.

Это нам включили специальный свет, кажется, ультрафиолетовый, в его лучах, если всматриваться, видно, где на красочном слое картины поражения и лакуны.



Холст, снятый с подрамника, и распластанный на столе, прижатый магнитами, выглядит вот так вот.





На самом деле, "Иван Грозный..." был не на тоненьком подрамнике, а на здоровенном деревянном щите. Сейчас он скромно стоит в углу отдельно (целиком в кадр не влез, заставлен барахлом). Обратите внимание на металлические ручки по бокам. Тяжеленная махина, очевидно.




Отдельные фрагменты.



Вот на этом углу ковра произвели пробную расчистку и добрались до авторских красок, которые оказались намного ярче того, к чему мы привыкли в этой картине. По словам реставраторов, слои лаков на "Иване Грозном..." толще, чем слой краски. На 2-м кадре, наоборот, пока оставили один из верхних слоев.



Последние новости о картине такие. Директор З. Трегулова сказала недавно: "Сейчас всё готово для того чтобы произвести какие-то очень важные работы с самой картиной, в том числе очистить её от множества слоев потемневшего  лака и приступить к повторному дублированию. Мы очень надеемся что к концу 2021 года этот процесс будет завершён". Однако, когда картина вернется в экспозицию, они точно сказать не могут.
Для неё ещё будут заказывать защитную капсулу, чтобы новый вандал не добрался. Может быть, если всё будет хорошо, мы увидим её снова на месте, в постоянной экспозиции в 2022 году.

Пока же в залах Репина в Лаврушинском переулке проходит очень интересная выставка, о которой я рассказывала здесь. На ней можно увидеть то, что обычно не выставляется: этюды Репина к картине и её уменьшенное повторение, приехавшее с визитом из Воронежа.




Надо бы писать соблюдая технологию! А то, я не очень люблю об этом задумываться. Творю и вытворяю. А потом Лиса бурчит, что либо работы не подъёмные и тяжеленные, либо некоторые сложно сохранить - всякие авторские пробы и технологии не лучший вариант для хранения.

И кстати! Первую реставрацию, если можно так сказать, проводил сам Репин. Картина при его жизни пострадала от рук неуравновешенной личности. Было нападение и нарушили не только красоный слой, но и сам холст разрезали, причём в месте лиц на картине. Репин приехал из Финлянди и прописал эти места заново по подготовке реставраторов. А надо заметить, что к тому времени писал он уже вот так:




А это уже чистой воды импрессионизм.
В общем, руководил процессом тогда Грабарь - тоже уважаемый художник и искусствовед, и вот он после Репина заходит, а на месте голов царя и сына сиреневое нечто))))

В итоге, стёр он все нафиг, и написал сам, благо реставрацией тоже занимался профессионально -  разносторонний был человек.
Репин потом был по заверешении реставрации. Похмыкал, мол, неужели это я так? И, мол, хорошо вышло ..... и так далее.

Tags: авторское, забавное, интересное, искусство, поучительно
Subscribe

  • Книжные причуды

    Что только не придумают ,чтобы заманить народ. В Китае есть сеть книжных «Чжуншугэ», которой удалось превратить свои магазины в…

  • Маленькие радости

    Мур благосклонно разрешила полежать рядом! На это она согласно не всегда. Мадам не любит компанию. Ну, и её любимая моя кашемировая пижамка) Хоть…

  • Дикая природа

    Я плаваю и птица тоже активно тренируется. На днях видела как сокол выгуливал детеныша в небе. А вчера утки начали летать клином и прошли прямо…

promo evgenyart february 6, 2016 13:33 12
Buy for 30 tokens
Студенческие годы в Строгановке постоянно сопровождают моё сегодняшнее творчество. Занимаясь тем, или иным творческим процессом, невольно происходит его оценка и взгляд из прошлого помогает понять величину роста мастерства. Ну, а встречи со знакомыми по Аьма-матер мгновенно возвращают нас в то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments