evgenyart (evgenyart) wrote,
evgenyart
evgenyart

Categories:
  • Mood:

Степа́н Дми́триевич Э́рьзя - великолепие дерева

Делюсь потрясающим скульптором начала советский эпохи.
Его настоящая фамилия Нефёдов и родился он в эрзянском селе Баево в тогдашней Симбирской губерний в 1876 году.



Он учился иконописи, живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX — начала ХХ века, изучал скульптуру в Италии, работал с разными материалами: мрамором, бетоном, чугуном и экзотическими породами дерева. Многие работы Эрьзя высекал без предварительных набросков, и искусного виртуозного мастера прозвали за границей «русским Роденом». В общем имел академическое образование и при этом был очень творчески свободным человеком - школа и мастерсктво его не засушили, а лишь стали инструментом.


Танцовщица. Балерина. Кебрачо. 1930.
Правда какая-то не академическая балерина - я бы сказал, что тут у нас какие-то творческо-эмоциональные танцы. Но шикарно же?! Вот Лиса моя так может изогнуться после йоги и волосами также прикрыться - так и вижу как моя дама скачет и РАЗ вся такая изогнутая и пушистая)))




Иоанн Креститель 1928 г. Кебрачо

До революции карьера скульптора складывалась вполне успешно. Он жил в Италии и Франции. Мастер создал там произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912). Участвуя в международных выставках в Венеции и Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание.


В Мастерской в Париже. Иоанн Креститель.



Ленина со Сталиным на заднем плане все узнали?

Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в Ленинский план монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение, он ездил по стране: с 1918 по 1921 год Эрьзя жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 год — в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923—1925).


Почему Сталин лежищий, но с открытыми глазами - не понятно.

Со временем взаимодействия с властью осложнились тем, что главенствующее положение в культурной политике заняли представители левых течений в искусстве, отношение которых к творчеству Эрьзи было негативным. Только 30 лет спустя, в Аргентине, Эрьзя рассказал о пережитом в те годы Л. Орсетти:

Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку….


Ужас. Кебрачо. 1933.

Эрьзя говорит, что только чудом уцелел в годы Гражданской войны, переезжая из одного конца страны в другой и попадая под перестрелки:

"Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью… Наконец, я закончил борьбу."



Размышления. 1935.

Эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С одобрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остаётся там почти на полгода, так как, кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине.


Моисей. Альгарробо. 1932.


Автор рядом с Моисеем.

Здесь впервые в скульптуре использовал южноамериканские породы деревьев. Многие пластические приёмы работы с ними были подсказаны мастеру резными деталями эрзянских изб, затейливым орнаментом деревянных долбленных традиционных сундуков — парей, предметов домашней утвари. Огромное воздействие на Эрьзю оказала сельва: он бывал в лесах Чако, в провинции Мисьонес, где велась разработка особо ценных пород древесины — альгарробо, урундай, кебрачо.


Лев Толстой.  1930
Почему такой ветренный? Или эмоциональный, но брутальный? Однако, эффектно - факт!

Скульптор не только стал покорителем кебрачо, как писала о нём аргентинская пресса, но и сделал зарисовки типов местного индейского населения; видел остатки древних поселений гуарани; не боялся путешествовать верхом и на лодках. Эрьзя трижды побывал в сельве в 1929 году, когда ему было 54 года, в 1937 году — в возрасте 62 года и в 1941 году — в 66 лет. Для постижения культуры Аргентины и традиций её народа каждая из этих длительных поездок имела огромное значение. Образ жизни индейцев сельвы, их верования и искусство, языческое по своей сути, привлекало Эрьзю. Это также сближало его с самыми значимыми тенденциями становящейся художественной культуры Аргентины.

В лесах Гран Чако скульптор нашёл материал, заметно изменивший всё его искусство. Он возвращается с целым запасом древесины кебрачо, которая покорила его своей плотностью, выразительной текстурой, многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком. Тайны обработки этого дерева, которое даже индейцы называли «Ломай топор!», ему ещё предстояло открыть.


Бетховен. Кебрачо. 1929.

В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора — общей массой 175 тонн). По возвращении художника в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе СоколаПесчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.


Первый поцелуй. Кебрачо. 1940.
По нынешним временам, очень толерантно, так как, лично мне, не понятно где мужчина, а где дама. Хотя, какая разница, если такая красота)


Александр Невский. Кебрачо. 1931.


Монголка - прямо Венера получилась из цемента в 1916 году.


Ассирийка. Кебрачо. 1931.

На его выставках часто кладут деревяшки экзотической древесины, которые он использовал в скульптуре. Ведь деревянная скульптура тёплая, уютная. Её все норовят потрогать) А нельзяяяя.... Вот и выкладывают, то что можно потрогать


Калипсо. Мрамор. 1917.


Tags: вдохновение, искусство, прекрасное, прошлое, скульптура
Subscribe

promo evgenyart февраль 6, 2016 13:33 12
Buy for 30 tokens
Студенческие годы в Строгановке постоянно сопровождают моё сегодняшнее творчество. Занимаясь тем, или иным творческим процессом, невольно происходит его оценка и взгляд из прошлого помогает понять величину роста мастерства. Ну, а встречи со знакомыми по Аьма-матер мгновенно возвращают нас в то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments