evgenyart (evgenyart) wrote,
evgenyart
evgenyart

Categories:
  • Mood:

Тёмная сторона .... искусства

Так сложилось, что все лекции по истории искусства у нашего курса были на первой паре занятий. При этом была большая учебная нагрузка и объёмы домашней работы, после, или во время выполнения которой, умудрялись устроить активный отдых с возлияниями. Естественно, после чудесно проведённой ночи посещать утренние лекции было трудновато.
  Но, наша тяга к знаниям была выше физических возможностей и курс, почти всегда, в полном составе посещал эти лекции. За курсом был закреплен определенный преподаватель, который в течении всех лет обучения пополнял копилку наших знаний в этой области. Фамилия преподавателя была Черепахина, что отражало манеру подачи материала. Лекции по истории искусства, как правило, сопровождались многочисленными слайдами, которые естественно показывались в потёмках. Для курса из десяти человек выделялась не большая аудитория, где мы уютно располагались и ждали прихода лектора с эпидиаскопом.


  Преподаватель была пунктуальна и разве, что пару раз за всё время обучения пропустила свои лекции по болезни, а ещё в самом начале нашего обучения она заручилась согласием курса вести свои пары лекций без перерыва.
И вот, она медленно, но верно, вплывает в аудиторию, устанавливает агрегат, просит кого-нибудь из нас выключить свет и лекция начинается.
Нужно заметить, что ораторское искусство нашего преподавателя имело непростительный изъян. Перед тем, как извлечь из себя членораздельные звуки, учёная дама произносила неопределенный долгий звук "Э-э-э-э" с последующей паузой, видимо, приводила свои мысли в порядок, или настраивала на внимание наши, а может...имела в виду что-то нам не ведомое.
Аудитория, утомленная вчерашним вечером и ранним пробуждением, да ещё находящаяся в атмосфере тёмной аудитории, вторила ей в ответ тем же звуком "Э-э-э-э..."и всем составом отключалась от реальности. Кто-то более умный предварительно ложился на стол, делая вид, что держит голову руками, зная о непредсказуемых последствиях, кто-то в сонном порыве откидывался назад, а один чудак (по кличке "Лось") просто ложился на стулья заднего ряда и молча внимал науке.


   Этот протяжный древний звук мелодично произносимый чудодейственным шаманом от искусства и многократно повторяемый в процессе всего ритуала действовал безотказно, скашивая слушателей на поле знаний. Сценарий разнообразили редко, перенося действие в большой зал для торжеств, где результаты магического звука выглядели очень внушительно и удручающе. Звуков, производимых заворожёнными телами слушателей, здесь было гораздо больше и тембр разнообразнее.
  Лекции по истории искусства были скорее похожи на магический ритуал, в процессе которого происходит более полное усвоение трудного материала, однако, недостатка в желающих не было, процент посещения был чрезвычайно высок. Ещё бы - одно из немногих мест, где можно днем выспаться в темноте и почти тишине.
Даже в обычной жизни, при упоминании фамилии Черепахинаа, у коллег мутнел взгляд и наступала душераздирающая зевота и, как следствие, они забывали чем занимались и куда направлялись.
  Мною было опробовано множество вариантов поз, при которых сохранялась видимость присутствия, но действенной оказалась только одна - я страивал локти рук на стол, обхватывал ими голову, пальцами подтягивая кожу лба наверх. В такой позе и настигал меня этот зовущий ко сну звук. Я засыпал с открытыми глазами и черепахина меня всегда ставила в пример другим за моё внимание к её предмету, ставя хорошие оценки.
  К тому же моя сестра - искусствовед и в её квартире полным полно литературы подобного назначения. Какое-то время я жил у неё и читал всё подряд. Чёрно-белый иллюстративный материал советских изданий был жутким и, призванный производить неизгладимое впечатление на зрителя от созерцания прекрасного, производил прямо противоположное действие. Особенно пугали архитектурные планы и разрезы древних храмов с постройками своей чернотой, пугая своей таинственностью, а картины художников, чудесные по своей цветовой гамме, выглядели совершенно бесцветно и безлико. Радовало то, что было много побочной литературы, характеризующей различные эпохи - стихи известных поэтов, проза знаменитых писателей. которые живо дополняли скудную палитру цветных иллюстраций.
  На нашем курсе учился паренёк из Уфы, знакомый ещё по уфимскому художественно-педагогическому училищу №2. Я звал его Сайгаком по живости характера и высокой стройной фигуре. Пройдоха был знатный. Сайгак завёл привычку сдавать экзамены досрочно и потом наслаждаться видом измученных коллег, нервничающих и идущих на заклание к потирающим руки экзаменаторам. Я старался не уступать ему в этой маленькой хитрости. Ведь это давало ещё и поблажку. С тех пор устные экзамены мы шли сдавать вместе, освобождая время для более серьёзных предметов.
   Как правило преподаватели нам не отказывали, учитывая смелость просьбы, или им казалось, что наше рвение по знанию предмета разрывает нас изнутри. Преподы сажали нас в укромные уголки, давали билеты и уходили по своим делам. Мы доставали книги, или шпаргалки и обстоятельно отвечали на все вопросы. Действовало безотказно. Достигнув результата, мы с Сайгаком всё ближе понимали друг друга, отмечая наши победы бутылкой беленькой.
 На последнем курсе института состоялся  экзамен по истории искусства. Темы вопросов были оглашены и настало время подготовки, которого как всегда не хватало. Мне казалось что, нельзя получить грустную оценку по этому предмету, как, впрочем и по другим, и "упасть" в глазах моих родных, поэтому читал без разбора всё, начиная от каменного века, особое внимание уделяя приглянувшимся эпохам Возрождения и Древней Греции. 
  Принимать экзамен пришла не черепахина, а заведующая кафедрой истории искусства - весьма язвительная и не симпатичная дама. На этот факт мне было совершенно наплевать. Моя быстро полученная информация по предмету из глубин сестринских источников и привычка сдавать досрочно сделали своё дело - я, взявший билет, без раздумий попросился отвечать сразу, чем удивил всех, включая экзаменаторшу. Посмотрев на содержание билета, я очень обрадовался - предлагалось рассказать о художниках эпохи "Высокого Возрождения". Ну, тут я искренне "оттопырился". Предстояло рассказывать о моей любимой эпохе!

А ещё я выглядел вот так -



И окликали меня - Ботичели)))

          Такого эмоционального выступления не ожидал никто. Я начал издалека, осветив политическую карту Италии того времени, когда на Папский престол заступил Юлий Второй, а светскую власть разделил Лоренцо Медичи Великолепный и оба были покровителями изящных искусств!
Затем перешёл к интригам, творящимся во дворах, стремящихся к доминированию республик. С особым удовольствием ОЧЕНЬ выразительно рассказал малоизвестный сонет самого Лоренцо Медичи -
"Когда на небесах уже темно - приди о Марс, приди ко мне!
Твоя подруга ждёт тебя давно. Вулкана нет и будем мы одни!
Нагая грудь цветами убрана. Приди о Марс! Приди же, я одна!"
и на закуску начал повествование об окружавших его художниках, начав с Ботичелли, но был прерван и осажен.

Заведующая кафедрой истории искусства безжалостно сообщила, что за мои знания ставит уверенную четвёрку. Я возмутился и потребовал "продолжения банкета", посчитав её решение не справедливым, но мне решительно было отказано. Однако, следом поступило предложение после экзаменов пройти на кафедру и продолжить мой интригующий рассказ в более камерной обстановке.
 Это меня не вдохновляло и я продолжал настаивать на переэкзаменовке.
 Зав кафедрой сообщила мне о том, что я не достаточно хорошо знаю материал. Я попросил задать мне любой вопрос и...она это сделала! "Сколько ступенек на парадной лестнице в Пушкинском музее?" - вопросила она? "А какая картина висит во втором зале четвёртая справа?. Вот видите - не знаете! Четверка - это ваша оценка за знания. Вы свободны!...но, зайдите на кафедру, мне очень интересно послушать продолжение вашего выступления!".
 Я возражал, что этих вопросов нет в билетах, но её рука решительно показала на дверь.
 На кафедру к ней я не пошёл. Однако, и расстроился не сильно. Спустя некоторое время я узнал, что таким образом расчищают путь от неугодных в аспирантуру. Если получаешь пятёрки по предмету, то можешь иметь шанс вступить на путь в науку. Только шанс. На этом пути в дальнейшем хватает препонов, если ты не рекомендован кем-то авторитетным.

В науку я не собирался и продолжал воплощать своё обучение в храме искусства.



Разве похож?
Tags: былинки, воспоминания, искусство, поучительно, приключения, юмор
Subscribe

  • Это искусство?

    На днях посетил галерею "Ходынка". Товарищ пригласил на выставку антенн. Говорил, что там и ненаука, и визуалка, ну и просто…

  • Банные детёныши

    Мы снова возобновили банный сезон и начали ходить в баню на даче. Самое-то по такой кошмарно холодной осени погреться. А в бане ... ДЕТИ! Куда…

  • Ура! Тёщу отправили домой!

    Красота! Насобирали и зажарили. Вчера наконец-то, отправили тёщу домой. Ура! Свобода и моя Лиса только моя! Да! Я эгоист, оказывается! Вот…

promo evgenyart february 6, 2016 13:33 12
Buy for 30 tokens
Студенческие годы в Строгановке постоянно сопровождают моё сегодняшнее творчество. Занимаясь тем, или иным творческим процессом, невольно происходит его оценка и взгляд из прошлого помогает понять величину роста мастерства. Ну, а встречи со знакомыми по Аьма-матер мгновенно возвращают нас в то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • Это искусство?

    На днях посетил галерею "Ходынка". Товарищ пригласил на выставку антенн. Говорил, что там и ненаука, и визуалка, ну и просто…

  • Банные детёныши

    Мы снова возобновили банный сезон и начали ходить в баню на даче. Самое-то по такой кошмарно холодной осени погреться. А в бане ... ДЕТИ! Куда…

  • Ура! Тёщу отправили домой!

    Красота! Насобирали и зажарили. Вчера наконец-то, отправили тёщу домой. Ура! Свобода и моя Лиса только моя! Да! Я эгоист, оказывается! Вот…