evgenyart (evgenyart) wrote,
evgenyart
evgenyart

Category:
  • Mood:

Художник Саврасов


Фрагмент из книги с воспоминаниями К.Коровина.
Чудесные свидетельства эпохи, личностей и творческих зарисовок.
А. К. Саврасов

Большим ростом, сильной и мощной фигурой этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем - его мастерская, класс, был свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались…


Рання весна

Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - всё как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают. А придёт к нам в мастерскую редко, говорит: "Ступайте писать - ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают - хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте". Кругом стоим мы и ждём, что скажет нам этот милый, самый дорогой наш человек. Стою я, Ордынский, Светославский, Левитан и другие. А Саврасов говорит, что даль уже синеет, на дубах кора высохла, что писать нужно, только почувствовав, а подготовлять этюд, протирая битумом. И всем нам было понятно и больше ничего было не нужно. Все эти классы, гипсовые головы, натурщики с красивыми ногами казались такой ненужной ерундой, что неизвестно, за каким чёртом это только заведено, и мы забывали и кордегардию и трезвиловку (как мы прозвали эти классы).


Новодевичий монастырь.
"Ступайте в Сокольники, фиалки уже распустились" - говорил Алексей Кондратьевич. И мы шли, шли каждый день, с пятачком в кармане, и то не у всех, а у богатых. И едва, для экономии, выдавленными красками писали и писали - и что выходило, кто знает? - немного похоже на натуру и очень хорошо.
Левитан не ходит в мастерскую, весна. "Где он, - спрашивает Алексей Кондратьевич, - давно его нет. Он, очевидно, влюблён. Это ничего, что не ходит, он там думает".
Я был болен, жил со своей матерью в небольшой комнате, Алексей Кондратьевич навестил меня. Лицо у него было огорченное, видно, что он переживал какие-то страдания, глубокие, душевные. Он был так добр со мной, говорил мне "ты". Надо заметить, что и Сорокин говорил с учениками на "ты", но Саврасов только после долгого знакомства говорил "ты". "Ты не печалься - всё пройдет, знай, что главное есть созерцание, чувство мотива природы. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Молодость счастлива потому, что она молодость. Если молодость не счастлива, значит, нет души, значит, старая молодость, значит, ничего не будет и в живописи - только холод и машина, одна ненужная теория. Нужда в молодости нужна, без нужды трудно трудиться, художником трудно сделаться; надо быть всегда влюбленным, если это дано - хорошо, нет - что делать, душа вынута".
Я так любил слушать его удивительную искреннюю лиру, наполненную непосредственной волей… И когда он уходил, я увидал его спину, рваное пальто и худые сапоги - слёзы душили меня.
(Эта фраза похожа на отсылку к ещё одной небольшой главе о Саврасове в этой же книге, в которой с глубой печалью расказывается как в отдельные встречи Коровин замечал, что художник спивается)

Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851 г.
Подобную природность нынче возле Кремля и не представить. А ведь выглядит как замок в сказке, открывшийся на повороте дороги перед путником.
[Учение] в мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова - одно из дивных воспоминаний моего детства. Мне было всего пятнадцать лет. Мы все, его ученики, - Левитан, я, Светославский, мой брат С. Коровин, Несслер, Ордынский, - мы все так его любили, Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами - он был похож на какого-то доброго доктора: такие бывают в провинции. Он приходил в мастерскую редко - бедно одетый, окутанный в какой-то клетчатый плед. Лицо его было грустно - горькое и скорбное было в нём. Говорил он, когда смотрел на вашу работу, не сразу, сначала как бы конфузился, чамкал: "Это, это не совсем то. Как вам сказать? Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марьиной роще. Дубы - кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо чувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна. Подготовку делайте битумом и потом…" Он останавливался. Поэт-то хотел, чтобы все разом стали поэтами.
А мы восхищались и понимали <…> и шли гурьбой писать этюды в Сокольники, Останкино.
Другие преподаватели смотрели косо на мастерскую Саврасова. Говорили, что там отсебятиной занимаются, что пейзажисты - ерунда <…> Саврасов слушал, робко потирал свои огромные ладони, сидел опустив голову, что-то хотел отвечать, но совсем выходило не то, а потом пропадал на целый месяц.
Про один мой этюд Алексей Кондратьевич сказал мне: "Знаете, не показывайте его".


Радуга 1875 г.
А вот в деревнях местами и виды такие же и домики все те же. Не знаешь, то ли радоваться сохранению аутентичности, то ли печалиться об отсутствии развития.
Tags: живопись, искусство, художники
Subscribe

  • Последние летние деньки

    Добрались до дачи. Забор стоит, погода радует. Снимал бабочку а ещё и вонючка - жук попал) Какая красивая природа сейчас - роскошь. Правда самую…

  • Красиво и полезно

    Приметил у своей родственницы на даче знакомый кустик барбариса. Висят на нём ягодки с прошлого года как новенькие, хотя и мелкие. Дачи наши в…

  • Зачем масса пятна в ландшафте?

    Лиса упорно тащит нарциссы пока цветут и их хорошо видно. Рассаживает, увеличивает поляну. Привычно, что дамы сажают цветы на даче, но как правило,…

promo evgenyart february 6, 2016 13:33 12
Buy for 30 tokens
Студенческие годы в Строгановке постоянно сопровождают моё сегодняшнее творчество. Занимаясь тем, или иным творческим процессом, невольно происходит его оценка и взгляд из прошлого помогает понять величину роста мастерства. Ну, а встречи со знакомыми по Аьма-матер мгновенно возвращают нас в то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Последние летние деньки

    Добрались до дачи. Забор стоит, погода радует. Снимал бабочку а ещё и вонючка - жук попал) Какая красивая природа сейчас - роскошь. Правда самую…

  • Красиво и полезно

    Приметил у своей родственницы на даче знакомый кустик барбариса. Висят на нём ягодки с прошлого года как новенькие, хотя и мелкие. Дачи наши в…

  • Зачем масса пятна в ландшафте?

    Лиса упорно тащит нарциссы пока цветут и их хорошо видно. Рассаживает, увеличивает поляну. Привычно, что дамы сажают цветы на даче, но как правило,…