evgenyart (evgenyart) wrote,
evgenyart
evgenyart

Category:
  • Mood:

Валентин Александрович Серов

Выдержки из книги Константина Коровина "Воспоминания"
     Остальные части можно найти по тегу Художники


Мы были с ним связаны долгою и тесною дружбою. Я увидал В. А. Серова впервые в Школе живописи в 1884 году. Ещё совсем юноша, лет девятнадцати, не больше, он посещал тогда вечерний натурный класс, которым руководил Е. С. Сорокин, а я кончал в это время Училище. Приблизительно в то же время стал я с ним встречаться у С. И. Мамонтова. Там часто бывал Серов, кажется, даже жил. Через некоторое время мы сблизились с Валентином Александровичем. Я так отчетливо помню его таким, каким он был в ту пору - милый, задумчивый и молчаливый. Мне предложена была работа: написать для церкви в Костроме большую картину на тему "Христос на Гефсиманском озере". Серов в это время только что женился и был в нужде. Я предложил ему написать картину вместе. Мы отправились в Кострому и там прожили два месяца. Серов писал Христа, я - озеро и все остальное. Серов всегда увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила.


Автопортрет 1885
Был Валентин Александрович всегда вдумчивый, глубоко серьёзный, страдающий как бы одиночеством. Никогда не сливался он с окружающей жизнью, стоял в ней как-то особняком; всякая её суета была ему нестерпима. Часто звучала в его разговорах нота презрительной насмешки. Мне вспоминается: из окна фабрики Третьякова в Костроме была видна улица, усеянная кабаками и трактирами; из них выходили оборванные, босые рабочие, шумели, галдели. И я видел, как всегда Серов вглядывался в эту улицу, в её обитателей. И было ясно, что Серова мучает эта картина. И тогда срывались у него слова:
- Однако какая же тоска - людская жизнь!..
Иногда Серов доходил до большой меланхолии, мы молчали целыми днями. Тогда складывались у него мрачные мысли. Но искусство всегда, среди всей меланхолии, увлекало его. И совершенно по-особенному увлекало. Он не восхищался художниками цвета, колорита и радости. Он искал всегда серьезных сторон рисунка. Например, он часто говорил, что ему особенно нравится Менцель. И сам себя часто любил называть "немцем". Иногда же говорил, что ничего ему в живописи, в сущности, не нравится. И, может быть, в нём был не столько художник, как ни велик он был в своем искусстве, сколько искатель истины. Потому же особенно любил он Льва Толстого. В то же время он очень любил музыку.
Никогда не осуждал он никакого порыва в другом, всегда шёл этому навстречу, готов был признать всё в другом. Но в себе всё отрицал, себя, свои работы всегда строго осуждал и очень мучился в своих исканиях. Долго работая, он никогда не был доволен тем, чего достигал. Выше же всего ставил в живописи рисунок, и его особенно упорно добивался.

Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму. И потом его определения долго повторялись в среде его знакомых, становились крылатыми словами; смех его зол и остер и обнажал те отрицательные стороны наблюдаемых им людей и явлений, которые все мы часто совсем не замечаем. Смех его был чрезвычайно тонок. И только большой художник мог так подмечать особенности людей. Нам случалось часто бывать втроем - Серову, Шаляпину и мне. И я бывал главным предметом его шуток. Какие милые, какие были тонкие эти шутки. От них еще вырастала моя любовь к нему.
Никогда не слыхал я от Серова никакой жалобы ни на людей, ни на условия своей личной жизни. Материальные невзгоды - а он знал их немало - не трогали его совершенно. Но когда он видел несправедливость <…> глаза его загорались. И тогда он был суров и непреклонен. Тогда, выясняя правду и добиваясь справедливости, он готов был идти до конца, ничего не боясь. "Всё равно", - этого он никогда не знал.
Сегодня умер большой художник. Но сегодня умер и большой, благороднейшей души человек, который своею работою и своею жизнью возвышал и звание художника и достоинство человека.


Николай 2

Пирог

Великий пост. Конец марта. Весна. Уж жаворонки прилетели. А на кухне няня Таня напекла сдобных лепешек с крестами, а в одну из них запекла серебряный гривенник. Кому попадет - счастье.
В богатых домах такие лепёшки с крестами, с запечёнными в них гривенниками, посылали бедным в ночлежные дома, на Хитровку и в тюрьмы арестованным. В России ведь было много добрых людей.
На Долгоруковской улице, в Москве, в доме Червенко, где в саду была моя и Серова мастерская, утром вошёл к нам дворник Петр и подал картонку из кондитерской.
Открыв картонку, мы увидели слоёный пирог с крестом из теста.
- Это приказали вам передать, - сказал дворник. - Подъезжал к воротам какой-то. Боле ничего не сказал.
Разрезая пирог за чаем, Серов удивился.
- Смотри, что-то твёрдое под ножом.
Очистив тесто, мы увидели большую старинную золотую монету с портретом Екатерины II.
Мы недоумевали - кто бы это мог нам прислать пирог с сюрпризом.
- А не Софья ли Андреевна Толстая прислала тебе этот пирог за портрет её, который ты написал? - спросил я Серова.
- Ну, вряд ли, - ответил он. - Как-то непохоже.
- Может быть, Кушнерёв прислал нам за иллюстрации к Пушкину? Он ведь купец - похоже.
Вернулся опять дворник Петр.
- Вот письмо-то вам, я ведь замешкался… Этот самый, что привез-то вам, письмо дал.
Смотрим, на письме написано: Петру Алексеевичу Королеву.
- Петр… да что же это? - сказал я. - Ведь это не нам.
- Да ну?.. - удивился Петр.
- Это Королеву.
- Это рядом, - сказал Петр, - он каретник.
- Что же ты сделал, ведь мы пирог-то уже ели… Какой ужас.
Петр рассмеялся:
- Ну что ж, и на здоровье. Чего не он не в те ворота дает. Сам виноват.
- Ну, Константин, - сказал Серов, - пойдем к Королеву, расскажем, какая история вышла. Вот гадость.
Оделись, взяли остатки пирога и пошли к Королеву.
Весёлый, кудрявый, молодой Королев, слушая наши объяснения, хохотал, и щёки у него были, как яблоки. Увидел золотой, сказал:
- Ишь ты. Ну и пирожок… ну и баба! И-их, баба красавица… Санями ей угодил. Сани продал. Полог на лисьем меху - говеть ездит в Алексеевский монастырь. Вот это от её-то мне пирог на счастье - Крестопоклонная идёт. Богомольная женщина. Я ведь холостой. Поглядишь на неё - она покраснеет и так глазами водит. Я с ей сани-то объезжал. Вот и пирог. Ну-ка, Маша, - крикнул Королев, - подбодри-ка закусочки и поставь графинчик, мы с вами пирожок-то кончим. Ошибка вышла - чего вы конфузитесь? Соседи… Вот выпьем по-соседски. Вы при каком деле-то будете?
- Мы художники.
- Да неужто?.. Художники, ведь это, говорят, самый весёлый народ. Только, говорят, дело-то не доходное… Я знал одного - Воронкова - серьёзный был человек, волосья длинные, ну и пил здорово. С отца портрет писал, так целый год писал… И вот они спорили… отец-то от него, мне сдаётся, и помер. Через это самое, через вино. А Воронков и посейчас жив. А вы можете ли портреты писать?
- Вот он может, - показал я на Серова.
- Так вот спишите меня, пожалуйста, как есть. Посерьёзней только, а то в контору надо повесить. А то, если весёлый выйдет, как-то не подходит, я ведь хозяин - весёлый не годится…
И Королев закатился смехом.
- А цена-то за портрет какая будет?
- Тысяча рублей, - подумав, ответил Серов.
- Не много ли? - Королев налил коньяку. - Вот что, - сказал он, - выпьем сначала для знакомства, закусим икоркой. Итак - люблю половину - пятьсот, и конец. А прибавка - вот этот самый золотой. Чего, старинный… куда он мне? Получайте задаток.

Портрет А.А.Стаховича. 1911

      На третий день, когда я пришёл в мастерскую, Серов писал портрет. Уже много написал, и портрет был похож.
Королев радовался и говорил:
- Ведь вот - рядом жил, а не знал. Как списал Валентин Александрыч - прямо живой. Как скоро. Ну, куда Воронкову… Вот что, Валентин Александрыч, - я вам пролёточку устрою, а вы лошадку прикупите. У меня конюшня рядом - поставьте у меня. Слушайте меня - на собственной ездить будете, так за портреты эдакие деньги будете брать настоящие. Слушайте меня. Доктор приедет - я спрашиваю: он на своей? На своей - одна цена, а пешком или на извозчике - другая. Да… К Морозову зовут меня. Я какую пролетку беру? Самую лучшую. Подъехал к нему, а он видит пролетку-то. У него-то такой нет. Так давай ему мою пролетку. А я говорю - не могу, приезжайте, посмотрите другие. А он говорит - отдавай твою. Ну и торгуемся. Не уступаю, а сам знаю, что дуром беру. Ну и нажил… Я ведь нарочно на пролетке-то приехал - она новая, шины дутые…
Через неделю в моей мастерской Серов писал портрет с какого-то человека, похожего на утюг. Лицо длинное, серьезное. Он мрачно водил серыми глазами, а сзади Серова стоял Королев и говорил, смеясь:
- Чёрт-те что… Как живой. Ну и носина…
"Утюг" встал обеспокоенный.
- Постой, какой носина?
Посмотрев на портрет, сказал:
- Где же носина? Нос как нос. Ты вот что… ты живописцу не мешай. Чего вы на него глядите, Валентин Александрыч? Ведь он чисто балалайка заведённая… Вот обженится, так узнает жизнь. А то ветер в голове…

На Красную горку мы получили от Королева, в больших конвертах, приглашение на свадьбу. Он женился на той красавице, от которой мы по ошибке получили пирог.
Серов писал её портрет

Портрет А.Н.Турчанинова. 1906

Портрет кн. О.К.Орловой. 1911

Портрет Марьи Львовой
Tags: художники
Subscribe

  • Сорокин Евгений Алексеевич, художник

    Годы жизни 1929-1963. Академическое образование - 1905 года и Сурикоаский институт. Красивый мазок, яркое чувство цвета. Теперь в Сурке пишут…

  • Art Russia

    Вчера был вернисаж российской выставки Art Russia. Организатор Академия Синергия, факультет Арт-бизнеса. Мероприятие проходит второй раз. Прошлое…

  • Художник Анохин Юрий Николаевич [1926—1977]

    Художник-пейзажист Юрий Анохин родился 2 мая 1926 года в Москве. Окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года, затем…

promo evgenyart february 6, 2016 13:33 12
Buy for 30 tokens
Студенческие годы в Строгановке постоянно сопровождают моё сегодняшнее творчество. Занимаясь тем, или иным творческим процессом, невольно происходит его оценка и взгляд из прошлого помогает понять величину роста мастерства. Ну, а встречи со знакомыми по Аьма-матер мгновенно возвращают нас в то…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Сорокин Евгений Алексеевич, художник

    Годы жизни 1929-1963. Академическое образование - 1905 года и Сурикоаский институт. Красивый мазок, яркое чувство цвета. Теперь в Сурке пишут…

  • Art Russia

    Вчера был вернисаж российской выставки Art Russia. Организатор Академия Синергия, факультет Арт-бизнеса. Мероприятие проходит второй раз. Прошлое…

  • Художник Анохин Юрий Николаевич [1926—1977]

    Художник-пейзажист Юрий Анохин родился 2 мая 1926 года в Москве. Окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года, затем…